Попробую немного человеческим языком рассказать о таком ярком явлении, как кастомное производство велосипедных рам из стали. К теме фэтбайка это имеет непосредственное отношение, потому что тема кастомного производства всегда всплывает, когда речь идет о производстве редких или необычных велосипедов. В Америке и Европе это явление уже давно получило распространение. Всем известны истории про знаменитых велогонщиков, которые в молодости совмещали тяжелые тренировки с тяжелой работой, чтобы заработать на раму, изготовленную по индивидуальному заказу, обязательно из стали, и обязательно у знаменитого итальянского мастера! Можно вспомнить и историю Грэма Обри, установившего два феноменальных мировых рекорда на велосипеде, изготовленном им самим из старых рам и стиральной машинки (см. фильм
"Летучий шотландец").
Итак, за рубежом уже налажена целая индустрия производства кастомных стальных рам и под это производство даже работают специализированные источники исходных материалов. Прежде всего предлагаю ознакомиться вот с этим документом -
A Brief Introduction to Brazing Steel Bicycle Frames. Обратите внимание вот эту страничку указанного документа -
Where can I get this stuff?, которая по крайней мере содержит все необходимые данные для принятия решения о том, стоит ли браться за это дело по финансовым соображениям. Вот, один из поставщиков стальных труб и "фурнитуры" (дропауты, стопперы, сочленения для пайки труб латунью) -
Henry James Bicycles. В частности, у них на сайте можно найти этот документ, который содержит исчерпывающие ответы на все вопросы о том, что собой представляет комплект-заготовка труб для рамы велосипеда, что входит в стандартные комплекты поставки и сколько это стоит, какая дополнительная фурнитура может понадобится и насколько она может повысить стоимость минимального необходимого комплекта -
2012 PRICE LIST. Из других поставщиков тюбсетов, на мой взгляд, стоит обратить внимание еще вот на этого - наиболее популярного среди признанных зарубежных мастеров, изготавливающих дорогие стальные рамы по специальному заказу:
Nova Cycles Supply Inc.TUBE SETSКому может такая информация быть интересна? Для сборки рамы из стандартного комплекта труб не надо обладать исключительной квалификацией. Хороший сварщик может сам легко построить стапель (установку, на которой части будущей рамы закрепляются в правильном положении и под нужными углами) и любой человек, ранее не знакомый со сварочным аппаратом, может под руководством такого специалиста сам себе изготовить велосипедную раму. Сейчас за рубежом распространены услуги по обучению желающих научиться изготавливать велосипедные рамы. Работают многочисленные курсы и целые академии, откуда можно выйти с рамой своей мечты в руках, оплатив стоимость материалов и обучения.
The Bicycle AcademyЦитата:
The Bicycle Academy provides frame building courses and skills masterclasses for novices, enthusiasts and pro’s, and fully equipped workshop hire for those who don’t have their own. We specialise in teaching and are renowned for our un-filed fillet brazing.
Какими свойствами обладают кастомные рамы из стали и стоят ли они того, чтобы их делать? На редкость, идея о том, что кастомная сталь это удел фанатиков и коллекционеров, далека от истины. Приведу простой пример. Рама шоссейного велосипеда, изготовленная из высоколегированной стали может весить 1200-1300 грамм и на ее основе можно легко собрать велосипед весом не превышающим очерченные правилами UCI 6,8 кг. Согласен, что рама из карбона весит немного меньше, но надо взять в расчет, что сталь намного надежнее карбона, а стальные рамы можно прекрасно изготавливать с использованием всяких новомодных баттингов/формингов, придающих раме ту самую избирательную жесткость, которой славится карбон. Кроме того, дорогие сорта высоколегированной стали практически не подвержены коррозии, что чаще всего любят инкриминировать стали в качестве главного недостатка. Правда, у таких рам есть один немаловажный недостаток - хорошая кастомная рама из стали обойдется по стоимости порядка $2000. Тут сталь с карбоном конкурировать не в состоянии.
В свое время, еще в 2008 году я вел переговоры о приобретении рамы на заказ у производителя стальных рам для фатбайков, живущего на Аляске. Звали его Марк Грюнвальд, а его фирма, просуществовавшая много лет (примерно с 2003 по 2011 год) называлась
WildFire FatBike Designs. Рамы изготавливались из стали
Columbus, имели симметричный дизайн под втулки OLD=165 мм, кареточный узел 100 мм (в ранних версиях - 83 мм) и весили 2100 грамм в ростовке 18".
Стоимость рамы составляла $900!!! Рамы комплектовались стальными вилками собственного изготовления по цене $150 или вилками производства
De Salvo Bikes, и по желанию клиента комплектовались в готовые велосипеды стоимостью от $2000. Вот
моя небольшая фотогаллерея, сохранившаяся с тех времен. Для меня была изготовлена очень красивая рама в ростовке 20", покрашенная в цвет
Candy Apple Red. Выглядела она вот так:
http://macsimka.livejournal.com/pics/catalog/324/33569http://macsimka.livejournal.com/pics/catalog/324/33386По мере изготовления рамы, мы переписывались с Марком и он знакомил меня с процессом сборки рамы для меня:
http://macsimka.livejournal.com/pics/catalog/324/22798http://macsimka.livejournal.com/pics/catalog/324/22701http://macsimka.livejournal.com/pics/catalog/324/22284http://macsimka.livejournal.com/pics/catalog/324/22083http://macsimka.livejournal.com/pics/catalog/324/22007Самое страшное произошло, когда дело дошло до доставки рамы. Я уже не знаю, кого тут обвинять - нашу таможню или почтовую службу, но рама так и не смогла дойти из Аляски до далекого Иркутска. Сначала поступали какие-то требования приехать мне лично в Москву для оформления таможенных документов, потом цена за доставку каким-то непостижимым образом возросла до $800. В общем, рама вернулась к себе на родину - в Аляску. Мастерская Марка скоро перестала существовать, а о дальнейшей судьбе Марка я до сих пор ничего не знаю, хотя его популярность была такова, что на МТБР до сих пор висят две ветки, в которых интересуются куда он потерялся, и чем он занимается. Последнее упоминание о рамах его производства с указанием их характеристик можно найти вот в этой теме, посвященной драйв-тесту трех фатбайков, в числе которых был и "Дикий Огонь" -
Snow Demo! Ti 9:Zero:7, Alu 9:Zero:7, Ti Fatback, and Wildfire compared.. В ходе нашей переписки с Марком, которая продолжалась после неудачной попытки переслать мне раму целиком, он как-то сделал мне интересное предложение! Он написал, что может выслать мне "расчлененку" моей рамы - полный набор труб и фурнитуры, подготовленный для полной сборки рамы. Знаете во сколько он расценил этот комплект? Оказывается, что рама стоимостью в $900 (на самом деле, не такая уж и заоблачная стоимость рамы из труб
Colambus, включая ее покраску) собирается из комплекта труб и фурнитуры, которые для меня Марк оценил всего в
$200!!! Он, кстати, утверждал, что для сборки рамы из этого комплекта от сварщика не потребуется какой-то исключительно высокой квалификации или большой затраты усилий.
Вот так выглядел впоследствии велосипед на моей раме (согласитесь, она ведь хоть на какое-то короткое время могла считаться моей, потому что за нее было заплачено)
З.Ы. А как же насчет ГОСТ-ов? В ГОСТ-ах очень просто и последовательно изложена вся информация, необходимая для производства какого-либо изделия, а так же, описание свойств, которыми должно это изделие в итоге обладать. Что-то типа рецепта колдовского зелья: смешайте 200 грамм того, 100 грамм того, варите при температуре 100°С, и вы получите густую массу светлокоричневого цвета с резким специфическим запахом, которая способна травить тараканов. Например, ГОСТ по трубам содержит информацию о химическом составе стали, из которой эти трубы изготовлены, способе изготовления этих труб и их свойствах. Даже неспециалист может, в принципе, извлечь немало полезной информации о том, как правильно пользоваться изделием, описанным в ГОСТ-е.